Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Информационно-библиотечный центр

Дата: 26 сентября 2015 в 11:03, Обновлено 6 октября в 10:56
Автор: Худик Т. В.

График работы:

понедельник-пятница

9.00 -17.00

суббота: 09.00-14.00

выходной: воскресенье

            

ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. обеспечение образовательного процесса и самообразования учащихся, педагогических       работников       путем      библиотечного информационного и справочно-библиографического обслуживания;
  2. содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей учащихся через внедрение в работу современных библиотечных методик, активное использование фонда библиотеки и ресурсов удаленного доступа;
  1. оказание информационной поддержки педагогическим работникам учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, а также специального образования на уровне общего среднего образования (далее – учреждения общего среднего образования), в повышении методического и педагогического мастерства;
  2. формирование информационного мировоззрения учащихся и познавательной деятельности посредством организации системной работы в рамках программы «Основы информационной культуры» ;
  3. оказание консультационной помощи учащимся, педагогическим работникам и иным категориям пользователей в получении;
  4. совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
  5. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;

 Основные функции ИБЦ

  1. Образовательная
  2. Информационная
  3. Культурная
  4. Воспитательная

Содержание работы ИБЦ

Работа с читателями

  1. 1.Перерегистрация читателей
    2.Проводить беседы с читателями при записи в библиотеку о правилах пользования библиотекой и бережном отношении к книгам
    1. С целью привлечения в библиотеку читателей провести экскурсии с учениками 1-х классов

/сентябрь/

4.Оказание помощи учителям в проведении внеклассных мероприятий путем подбора необходимой литературы и методических разработок

5.Пропаганда литературы путем организации книжных  выставок к знаменательным датам

/в течение года/

6.Постоянно проводить работу с читателями-задолжниками

Индивидуальная работа

1.Помощь в определении тематики чтения

2.Выполнение запросов

3.проведение рекомендательных бесед при выдаче книг

Информационная работа

  1. составление рекомендательных списков литературы
  2. информирование читателей о новых поступлениях
  3. библиотечно-библиографические уроки
  4. продолжить работу по внедрению ПМК «Библиограф»
  5. создание электронного каталога
  6. пополнение и редактирование алфавитного и систематического каталогов
  7. пополнение и редактирование картотек

Профессиональное развитие работников библиотеки

  1. Участие в районных и городских совещаниях
  2. Сотрудничество с городскими и школьными библиотеками
  3. Самообразование

Уважаемые учащиеся, педагоги и родители!

Приглашаем вас принять участие в акции "Подари книгу школьной библиотеке".

Участвовать в акции могут не только школьники, но и все желающие, в том числе выпускники школы прошлых лет.

Все подаренные книги будут поставлены на учёт, а в школьной библиотеке пройдут выставки подаренной литературы с информацией о дарителях.

Всех желающих подарить новую книгу, ждём в школьной библиотеке. Заранее благодарны!

Благотворительность стала доброй традицией во всех делах, и ее практическая польза очевидна. Вы сможете оказать существенную помощь школьной библиотеке.  Дарение - это движение души, подаренные книги найдут своего читателя.

Цель акции - пополнение фондов школьной библиотеки. Акция направлена на популяризацию и распространение идеи ценности чтения как важнейшего средства интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. Пополнения фонда школьной библиотеки современной художественной, энциклопедической и программной литературой.

Задачи акции:

- привлечение детей к чтению;

- формирование активной гражданской позиции;

- пропаганда книг современных детских авторов;

- воспитание патриотизма, чувства ответственности и уважения к школе.

Количество книг, подлежащих дарению, не ограничено. Надеюсь на Ваше участие в акции!

Книги-юбиляры 2016 года

БЕЛАРУСКІ КАЛЯНДАР ПАМЯТНЫХ ЛІТАРАТУРНЫХ ДАТ

Любимые книги наших читателей

                   

 Правила пользования школьной библиотекой

  • На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.
  • При записи в библиотеку читатель должен быть   ознакомлен с «Правилами пользования библиотекой» и подтвердить обязательство об их выполнении подписью в формуляре читателя.
  • На дом документы выдаются сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать 5.
  • Срок пользования книгами может  быть продлен.
  • Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой. Литературные произведение изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии       программой изучения.
  • Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования, которых истек.
  • Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, на дом не выдаются.

Ответственность и обязанности читателей

  • При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
  •  При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы в библиотеку.
  • Читатель обязан:

•          возвратить взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;

•          не выносить из помещения библиотеки документы без записи;

•          бережно относиться к библиотечному фонду,не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать,не загибать страницы;

•           не нарушать порядок расстановки книг на полках.

  • Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесши ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же или признанным библиотекой равноценным.
  • Читатели, нарушившие «Правила пользования библиотекой», могут быть лишены права пользования библиотекой на определенный срок.

 Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

  • Обслуживать читателей в соответствии с «Правилами пользования библиотекой».
  • Создавать благоприятные условия для работы читателей в  библиотеке.
  • Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.
  • Информировать читателей о вновь поступивших документах.
  • Систематически следить за своевременным возвратом документов в библиотеку.

10 фактов о пользе чтения

1. Чтение делает взгляд острее

Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье

Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду

Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться

Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время

Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре

Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей

Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое…

  

17 причин читать детские книги

*    Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.

*    Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

*    Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

*    Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.

*    Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.

*    Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нас интересует.

*    Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

*    Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

*    Книга объясняет нам, как устроен мир, и как все в нем взаимосвязано.

*    Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов, и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.

*    Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют также как и ты.

*    Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее, учишься преодолевать предрассудки.

*    Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

*    Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.

*    Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Книга – это мост между поколениями.

*    Детская книга – это результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др. она обогащает культурную среду. Книга является важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

*    Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

Интересные факты о книгах

К самым дорогим книгам в мире относится «Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи. Этот научный трактат, посвященный воде, земле и небесным телам, напечатан зеркальным шрифтом, поэтому, что бы его прочесть, нужно обязательно вооружиться зеркалом. Владельцем «Лестерского кодекса» в настоящее время является Билл Гейтс, который приобрел книгу за двадцать четыре миллиона доллара.

 

Литературоведы подсчитали, что в книгах Шекспира слово «любовь» упоминается 2259 раз, а «ненависть» – всего 229.

 

Среди книг, которые были написаны или задуманы за решеткой, – «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, «Путешествие пилигрима» Джона Баньяна, «Тюремная исповедь» Оскара Уайльда, «Государь» Никколо Макиавелли.

Один из самых известных библиоклептоманов (людей, крадущих книги) – Стивен Блумберг – похитил более 23000 редких книг из 268 библиотек, что бы составить свою коллекцию. Ее оценивают примерно в 20 миллионов долларов. Блумберг применял самые разные методы, даже пробирался через вентиляционную системе и шахту лифта.

 

В общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались к полкам цепями. Такие цепи были достаточно длинны для того, что бы снять книгу с полки и прочитать, но не позволяли вынести книгу за пределы библиотеки. Эта практика была распространена вплоть до XYIII века, что было обусловлено большой ценностью каждого экземпляра книги. 

 

Автор самой раскупаемой беллетристики во все времена – Агата Кристи. 78 ее детективов переведены на 44 языка и проданы тиражом свыше 2 миллиардов экземпляров. 

 

Наибольшее число страниц в Китайской энциклопедии XYII века – 853456.

 

Один из самых больших гонораров был выплачен поэту Оппиану римским императором Марком Аврелием – по золотой монете за каждую строчку двух поэм о рыбной ловле и охоте. Общее количество строк составляло двадцать тысяч. 

Самая большая книга на свете находится в одном из голландских музеев Амстердама. Эта книга называется «Сборник морских правил». Высота книги больше роста среднего взрослого человека, ширина – 1 метр, толщина – около полуметра.

Самой тяжелой в мире книгой считается географический атлас, хранящийся в Британском музее, в Лондоне. Атлас имеет в высоту более одного метра и весит 320 килограмм. Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке.

Одна из самых необычных книг в мире – это «Божественная комедия» Данте, написанная на листе бумаги размером 80 на 60 см. бенедиктинским монахом Габриэлем Челани. Все 14 000 стихов можно легко прочесть невооруженным глазом, а если посмотреть на лист с некоторого расстояния, то увидишь красочную карту Италии. На этот труд Челани потратил 4 года.

Итальянец Рио Козелли собирает коллекцию самых скучных в мире книг. В ней около 10 тыс. томов. Один итальянский поэт-неудачник узнав, что все его сочинения находятся у Козелли, чуть не покончил собой.

Самой дорогой книгой на свете в настоящее время считают уникальный «Апокалипсис», изанный французом Жозефом Форе. Эта книга оценена в 100 млн. старых франков. Она выставлена в музее современного искусства в Париже.

Самая длинная книга в мире. Название ее – «Фантастично». Сделана она из папируса, намотанного на шест. Длина книги– 1856 метров. Ее авторы – 400 ребят из учебного центра города Кастелло ( Италия), их семьи и преподаватели. Состоит книга из 11 сказок.

Самая известная книга в мире. Такой является «Война и мир» Льва Толстого. Роман обошел по популярности такие произведения, как «1984» Джорджа Оруэлла, «Улисс» Джеймса Джойса, «Лолита» Владимира Набокова и «Шум и страсти» Уильима Фолкнера.

При этом самой читаемой книгой за всю историю человечества считается «Библия». На сегодняшний день ее тираж насчитывает более 6 миллиардов экземпляров. Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира, над ее переводом работали более трех тысяч переводчиков из разных стран. Ежегодно продается или раздается бесплатно около 100 миллионов экземпляров Библии.

Самая толстая печатная книга – Википедия (Интернет-энциклопедия) на бумаге. Известно, что количество статей в ней превышает объем даже самой полной энциклопедии, поэтому ее печатный вариант долгое время казался нереальным. Но дизайнер Роб Маттьюс доказал, что это не так. Он издал Википедию в виде одного тома, правда, вошли в издание только самые посещаемые ее страницы, коих 5000.

                              

Цитаты о книге, библиотеке, культуре

 

Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение А.Моруа

 

Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку И. Бродский

 

Настоящая литература начинается там, где происходит открытие – открытие не только для читателя, но и для писателя В. Каверин

 

…Там, где есть книга, человек уже не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего кругозора, он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего…С. Цвейг

 

Книги – это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы Н. Пирогов

 

Любовь к книге – это древняя, проверенная временем, любовь к человечеству Н. Смирнов - Сокольский

 

Книга – это есть мир, видимый через человека И. Бабель

 

Хорошая книга обращена в будущее, даже если она о прошлом В. Борисов

 

Каждая книга есть квинтэссенция мировой работы духа человечьего, - книга есть последнее слово множества умов, сказанное одним умом. М. Горький

 

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него. Фома Аквинский

 

Тот, кто ничего не читает, не имеет никакого преимущества перед тем, кто читать не умеет. М. Твен

 

Кто владеет информацией – тот владеет миром. У. Черчилль

 

Величайшее сокровище – хорошая библиотека В. Белинский

Список книг для внеклассного чтения по

русской литературе

5-й класс

1.  В. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
2.  И. С. Тургенев. «Муму».
3.  Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».
4.  В. Г. Короленко. «Дети подземелья».
5.  М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».
6.  К.Г.  Паустовский. «Мещёрская сторона».
7.  А. П. Чехов. «Мальчики».
8.  В. Белов. «Скворцы».
9.  Ф. А. Искандер. «13-ый подвиг Геракла».
10. К. Булычёв. «Миллион приключений».

11. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

12. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

13. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Для дополнительного чтения

1.  Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».
2.  П. П. Бажов. «Малахитовая шкатулка».
3.  В. Гауф. «Карлик Нос», «Маленький Мук».
4.  О. Уайльд. «Мальчик-звезда».
5.  Р. Киплинг. «Маугли».
6.  Л. Н. Андреев. «Петька на даче».
7.  А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».
8.  В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».
9.  Ю. П. Казаков. «Тэдди», «Тихое утро».

6-ой класс

1.   В. Богомолов. «Иван».
2.   В. Астафьев.  «Заклятье. Фотография, на которой меня нет».
3.   Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Тарас Бульба».
4.   А. И. Куприн. «Тапёр».
5.   А. С. Пушкин. «Дубровский», «Повести Белкина».
6.   В. Распутин. «Уроки французского».
7.   Л. Н. Толстой. «Детство».
8.    М. Горький. «Детство».
9.    И. С. Тургенев. «Записки охотника».
10.  А. П. Чехов. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Налим».
11.  Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
12.  А. Алексин. «Звоните и приезжайте».
13.  В. Железников. «Чучело».
14.  Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан».
15.  М. М. Зощенко. Рассказы.
16.  Ф. А. Искандер. «Лошадь дяди Кязыма».

17   Былины.

18.  И.А. Крылов Басни

19. М. Твен « Принц и нищий»

Для дополнительного чтения

1.    В. П. Астафьев. «Фотография на которой меня нет», «Заклятье».
2.    А. П. Платонов. «Корова».
3.    В. А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
4.    В. П. Беляев. «Старая крепость».
5.    А. Конан-Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе».
6.    Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш».
7.    Г. Мало. «Без семьи».
8.    Г. Троепольский. «Белый Бим чёрное ухо».

7-ой класс

1.   А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
2.   М. Ю. Лермонтов. «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
3.   Н. В. Гоголь. «Ревизор».
4.   Л. Н. Толстой. «После бала», «Отрочество».
5.   М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
6.   А. С. Грин. «Алые паруса».
7.   А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
8.   А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин».
9.   Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви».
10. В. Л. Киселёв. «Девочка и птицелёт».
11. А. Н. и Б. Н. Стругацкие. «Посёлок»

12  К.Г. Паустовский «Телеграмма»

13. А.Платонов «Неизвестный цветок»

Для дополнительного чтения

1.    Баллады о Робин Гуде.
2.    Р. Стивенсон. «Вересковый мёд» (перевод С. Маршака)
3.    Н. И. Дубов. «Мальчик у моря», «Беглец», «Горе одному».
4.    В. А. Каверин. «Два капитана».
5.    В. Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши».
6.    В. К. Железников. «Чучело».
7.    Ж. Верн. «Дети капитана Гранта».
8.    Э. По. «Золотой жук» и др. рассказы.
9.    Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома».

8-ой класс

1.    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
2.    А. С. Пушкин. «Цыганы».
3.    Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном 
Никифоровичем»

4.    Н. А. Некрасов. «Русские женщины».
5.    И. С. Тургенев. «Ася».
6.    А. П. Чехов. «Переполох», «Тоска».
7.    В. Г. Короленко. «Парадокс».
8.    М. Горький. «Старуха Изергиль».
9.    Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие», «Убиты под Москвой».
10.  В. М. Шукшин. «Обида», «Срезал».
11.  Ю. П. Казаков. «Голубое и зелёное»

12   К.Саймак « Когда в доме одиноко»

Для дополнительного чтения

1.    В. Г. Короленко. «Слепой музыкант».
2.    С. С. Смирнов. «Брестская крепость».
3.    И. Е. Ефремов. «Туманность андромеды».
4.    Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту».
5.    А. Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля».
6.    М. Рид. «Всадник без головы».
7.    А. Н. и Б. Н. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу».
8.    Ж. Верн. «Путешествие к центру Земли».

9-ый класс

1.    «Слово о полку Игореве».
2.    Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
3.    В. А. Жуковский. «Людмила», «Светлана».
4.    А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

5.  А.С. Пушкин  « Евгений Онегин»
6.    М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
7.    Н. В. Гоголь. «Мёртвые души».

Для дополнительного чтения

1.    Н. В. Гоголь. «Шинель», «Миргород», «Петербургские повести».
2.    В. Ф. Тендряков. «Расплата».
3.    В. Скотт. «Айвенго».
4.    В. Гюго. «Отверженные».
5.    Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
6.    О. Уальд. «Портрет Дориана Грея».
7.    А. Дюма. «Три мушкетёра».

10-ый класс

1.    А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница».
2.    И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
3.    Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
5.    Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
6.    Л. Н. Толстой. «Война и мир».
7.    А. П. Чехов. «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Человек в футляре», «Ионыч»,             «Попрыгунья».
8.    М. Горький. «На дне».
9.    И. А. Бунин. «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Лёгкое дыхание», «Тёмные    аллеи», «Господин из Сан-Франциско».
10.    А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».

Для дополнительного чтения

1.    Л. Н. Толстой. «Анна Каренина».
2.    Ги де Мопассан «Жизнь».
3.    Т. Драйзер. «Сестра Керри».
4.    Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах».
5.    Э. Хемингуэй. «Старик и море».
6.    Дж. Остен. «Гордость и предубеждение».
7.    Э. Бронте. «Грозовой перевал».

11-ый класс

1.    В. В. Маяковский. «Во весь голос», «Облако в штанах», «Про это».
2.    М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».
3.    А. П. Платанов. «Фро», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире».
4.    М. А. Шолохов. «Поднятая целина», «Судьба человека».
5.    А. Т. Твардовский. «По праву памяти».
6.    А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».
7.    В. И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Привычное дело».
8.    В. П. Астафьев. «Царь-рыба».
9.    Ч. Айтматов. «Плаха».
10.   В. Г. Распутин. «Пожар».
11.  А. Н. Андреев. «У каждого своя война», «Апельсины на асфальте».
12.  А. К. Сульянов. «Посеешь ветер».

13   М. А. Шолохов. «Тихий Дон».
14.  Поэзия Р. Рождественского, А. Дементьева, Н. Рубцова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, О. Чухонцева, Ю. Кузнецова, Д. Самойлова и др.

Для дополнительного чтения

1.    А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».
2.    Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка».
3.    В. И. Белов. «Кануны».
5.    В. Г. Распутин. «Прощание с матёрой».
6.    С. П. Антонов. «Овраги».
7.    В. Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки», «Люди и нелюди», «Ночь после выпуска» и др.
8.    У. Шекспир. «Гамлет».
9.    Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго».
10.  А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус».
11.  А. В. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота».

Рэкамендацыйны спіс твораў для чытання па

беларускай літаратуры

5 клас

  1. В. Адамчык.  «Сонечны зайчык».
  2. X. К. Андэрсен. «Казкі».
  3. Беларускія народныя казкі.
  4. «Бяздоннае багацце: легенды, паданні, сказы» (уклад. А. Гурскі).
  5. Я. Брыль. «Цюцік».
  6. Э. Валасевіч. «Дняпроўскі чарадзей».
  7. Браты Грым. «Казкі».
  8. А. Грачанікаў. «Казка пра Івана-ганчара і пачвару цара».
  9. У. Дубоўка. «Як сінячок да сонца лётаў».
  10. Д. Зальтэн. «Бэмбі».
  11. М. Зарэмба. «Паддаўкі», «Арэхавы Спас».
  12. Карусь Каганец. «Скрыпач і ваўкі».
  13. У. Караткевіч. «Чортаў скарб», «Кацёл з каменьчыкамі».
  14. Д. Р. Кіплінг. «Маўглі».
  15. Якуб Колас. «Што яны страцілі», «Стары лес».
  16. А. Ліндгрэн. «Браты Львінае Сэрца».
  17. М. Лужанін. «Добры хлопец Дзік».
  18. М. Лынькоў. «Пра смелага ваяку Мішку», «Міколка-паравоз».
  19. А. Масла. «Таямніца закінутай хаты».
  20. «Прыстань ваўкалакаў: чарадзейныя казкі» (уклад. А. Гурскі).
  21. Э. Распэ. «Прыгоды барона Мюнхаўзена».
  22. А. Якімовіч. «Рыжык», «Залатая дзіда».

6 клас

  1. У. Бутрамееў. «Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі».
  2. Васіль Вітка. «Трывога ў Ельнічах».
  3. Віталь Вольскі. «Падарожжа па краіне беларусаў».
  4. А. Вялюгін. «Дзіва».
  5. Зб. «Жаўранкі над палямі» (уклад. А. Бадак).
  6. Якуб Колас. «На чужым грунце»,  «Сірата Юрка»,  «Чортаў камень»,
  7. «Купальскія светлякі».
  8. Янка Маўр. «У краіне райскай птушкі: аповесці, апавяданні».
  9. I. Навуменка. «Вайна каля Цітавай копанкі
  10. Зб. «Ніколі не забудзем».
  11. А. Пальчэўскі. «Рэкс і Казбек».
  12. І. Пташнікаў. «Алені», «Арчыбал».
  13. Б. Сачанка. «Зерне і млын».
  14. В. Стома. Зб. «У нерушы дзікай прыроды».
  15. Р. Стывенсан. «Востраў скарбаў».
  16. І. Сяркоў. «Мы з Санькам у тыле ворага».
  17. Д. Фінемар. «Сказ пра Робіна Гуда».
  18. М. Чарняўскі. «Вогнепаклоннікі», «Страла расамахі».
  19. К. Чорны. “Насцечка”.
  20. У. Шыцік. «Зорны камень», «Настаўнік».

7 клас

  1. В. Адамчык  «Урок арыфметыкі».
  2. У Аляхновіч. «Першае каханне».
  3. Р. Баравікова. «Казкі астранаўта».
  4. В. Быкаў.  «Альпійская балада».
  5. А. Васілевіч. «Пачакай, затрымайся…».
  6. Ж. Верн. «Таямнічы востраў».
  7. Л. Дайнека. «Меч князя Вячкі».
  8. У Дамашэвіч. «Абуджэнне».
  9. А. Камароўскі. «Бусел».
  10. У. Караткевіч. «Зямля пад белымі крыльямі», «Кніганошы».
  11. А. Кобец-Філімонава. «Жаваранкі над Хатынню».
  12. Д. Лондан. «Белы клык».
  13. А. Марціновіч. «Гістарычныя постаці».
  14. П. Місько.  «Эрпіды на планеце Зямля».
  15. А. Наварыч. «Антонік».
  16. I. Пташнікаў. «Ільвы».
  17. Я. Сіпакоў. «Зялёны лісток на планеце Зямля».
  18. А. Федарэнка. «Шчарбаты талер».
  19. В. Хомчанка. «Звон пад зямлёй».
  20. У. Шыцік. «Кіб загаварыў апоўначы».

8 клас

  1.  В. Адамчык: «Дзікі голуб».
  2. А. Бадак. «Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца».
  3. В.Быкаў. «Жураўліны крык».
  4. П. Васючэнка. Зб.  «Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі».
  5. С. Дзяргай. «Чатыры стыхіі».
  6. Р. Джаваньёлі. «Спартак».
  7. А. Дзюма. «Тры мушкецёры».
  8. А. Дудараў. «Вечар», «Кім».
  9. А. Камароўскі. Зб.  «Пенальці» (адно з апавяданняў).
  10. К. Камейша. «Кубак блакіту».
  11. В. Карамазаў. «Прыліпала».
  12. У. Караткевіч. «Паром на бурнай рацэ», «Лісце каштанаў».
  13. А. Масарэнка. «На бабровых тонях».
  14. П. Місько. «Грот Афаліны».
  15. М. Мятліцкі. «Чаканне сонца».
  16. Л. Рублеўская.  «Сэрца мармуровага анёла».
  17. А. Сербантовіч. «Пярсцёнак».
  18. М. Стральцоў. «Адзін лапаць, адзін чунь».
  19. Р. Стывенсан. «Чорная страла».
  20. М. Федзюковіч. Зб.  «Красадзён».
  21. І. Чыгрынаў. «Бульба».
  22. Я. Янішчыц.  «Зорная паэма».

9 клас

  1. «Дрэва вечнасці: кніга для пазакласнага чытання» (уклад. В. Кушнярэвіч).
  2. А. Абуховіч. Вершы.
  3. М. Арочка. «Судны дзень Скарыны».
  4. Д. Бічэль. Вершы са зб. «А на Палессі»: «Замест запавету», «На пляцы пятлі», «Еўфрасіння Полацкая», «Словам Скарыны», «Верша-творца Сімяон Полацкі»,  «Літанне».
  5. Я. Баршчэўскі. «Шляхціч Завальня», «Плачка», «Сын Буры».
  6. Т. Бондар. «Рагнеда».
  7. Зб.  «Карона Вітаўта Вялікага».
  8. Карусь Каганец. «Модны шляхцюк».
  9. У. Караткевіч. «Дрэва вечнасці».
  10. М. Кацюбінскі. «Цені забытых продкаў».
  11. Я. Колас. «Новая зямля», «На ростанях» (частка першая «У палескай глушы»).
  12. Ю. Крашэўскі. «Хата за вёскай».
  13. А. Куляшоў. «Хамуціус».
  14. М. Лужанін. «Колас расказвае пра сябе».
  15. «Мае браты, мае суседзі» (уклад. Т. Кабржыцкая, В. Рагойша).
  16. Я. Лучына. «Паляўнічыя акварэлькі з Палесся».
  17. А. Мальдзіс. «Як жылі нашы продкі ў XVIII ст.».
  18. М. Маляўка. Зб. «Старая зямля».
  19. А. Марціновіч. Зб. «Хто мы, адкуль мы».
  20. Б. Мікуліч.  «Развітанне».
  21. А. Наўроцкі. «Валун».
  22. Ш. Руставелі. «Віцязь у тыгравай шкуры».
  23. А. СтаткевічЧабаганаў. «Лёс роду — лёс радзімы».
  24. К. Тарасаў. «Тры жыцці княгіні Рагнеды».
  25. Я. Чачот. «Наваградскі замак».
  26. Т. Шаўчэнка. Вершы. Паэмы.
  27. Ш. дэ Каспгэр. «Легенда пра Ціля Уленшпігеля».

10 клас

  1. Зб.  «Беларуская байка» (уклад. Э. Валасевіч).
  2. Р. Бёрнс. «Вам слова, Джон Ячмень!: выбраная лірыка».
  3. Г. Бураўкін. Зб. «Чытаю тайнапіс вачэй».
  4. М. Гарэцкі. «Роднае карэнне», «Літоўскі хутарок».
  5. А. Грачанікаў. Зб.  «Палессе».
  6. Г. Далідовіч. «Гаспадар-камень».
  7. Зб.  «Душа мая тужлівая» (уклад. В. Шніп).
  8. А. Дзялендзік. «Чатыры крыжы на сонцы».
  9. А. Жук. «Халодная птушка».
  10. В. Зуёнак. «Маўчанне травы».
  11. У. Караткевіч. «Дзікае паляванне караля Стаха», «Каласы пад сярпом тваім».
  12. К. Крапіва. «Хто смяецца апошнім».
  13. Е. Лось. Зб. «I каласуе даўгалецце…».
  14. А. Макаёнак. «Зацюканы апостал».
  15. З. Марозаў. Зб.  «Вяртанне да цішыні».
  16. І. Мележ. «Людзі на балоце».
  17. А. Мрый. «Запіскі Самсона Самасуя».
  18. І. Навуменка. «Сасна пры дарозе».
  19. А. Пісьмянкоў. «Думаць вершы…».
  20. Зб.  «Прайсці праз зону» (уклад. I. Бутовіч).
  21. А. Пысін. Вершы са зб. «Твае далоні», «Ёсць на свеце мой алень».
  22. А. Разанаў. Зб.  «Вастрыё стралы».
  23. В. Сачанка. «Вечны кругазварот».
  24. Я. Сіпакоў. Зб.  «Веча славянскіх балад».
  25. К. Чорны. «Пошукі будучыні».
  26. В. Шніп. Зб. Гронка святла».
  27. Я. Янішчыц. Зб. «Маналог вавёркі».

11 клас

Паэзія

  1. «Галасы вёснаў: сучасная беларуская паэзія». ШБ (склад. А. Бельскі, У. Дзіско).
  2. «Споведзь калосся: беларуская паэзія другой паловы XX стагоддзя». – ШБ (склад. А. Бельскі, У. Дзіско).
  3. «Сталасць думкі, маладосць душы: зб. паэзіі». ШБ (склад. М.  Мятліцкі).
  4. Р. Баравікова.  «Дрэва для райскай птушкі».
  5. Ю. Голуб. Зб. «Сын небасхілу».
  6. П. Макаль. Зб. «Азбука любві».
  7. М. Мятліцкі. «Выбранае».
  8. П. Панчанка. Зб. «Горкі жолуд», «Высокі бераг», «Зямля ў мяне адна».
  9. А. Разанаў. «У горадзе валадарыць Рагвалод».
  10. А. Русецкі.  Зб. «Яго вялікасць».
  11. А. Сыс. Зб.  «Пан лес», «Агмень».
  12. В. Шніп. Зб.  «Балада камянёў».
  13. Я. Янішчыц. Зб. «У шуме жытняга святла», «Каліна зімы», «Пачынаецца ўсё з любві…» (на выбар).

 Проза

  1. В. Быкаў. «Знак бяды», «Сотнікаў».
  2. Л. Дайнека. Раман «Жалезныя жалуды».
  3. В. Карамазаў. Эсэ «Зачараваная душа».
  4. А. Кудравец. Зб. «Смерць нацыяналіста».
  5. Г. Марчук. Раман «Кветкі правінцыі».
  6. І. Навуменка. «Сямнаццатай вясной», «Хлопцы самай вялікай вайны».
  7. В. Праўдзін. «Апавяданні».
  8. І. Пташнікаў. «Тартак».
  9. М. Стральцоў. «Сена на асфальце», «На чацвёртым годзе вайны».
  10. Э. Хемінгуэй. «Стары і мора».
  11. І. Чыгрынаў. «Дзівак з ганчарнай вуліцы», «У ціхім тумане».
  12. І. Шамякін. Аповесць «Непаўторная вясна», «Гандлярка і паэт», «Ахвяры», раман «Сэрца на далоні», «Злая зорка».

 Драматургія

  1. У. Бутрамееў. «Страсці па Аўдзею».
  2. А. Дзялендзік. «Гаспадар».
  3. А. Дудараў. «Князь Вітаўт», «Чорная панна Нясвіжа», «Палачанка».
  4. Г. Марчук. «Калі заспявае певень».
  5. А. Петрашкевіч.  «Меч Рагвалода».
  6. І. Чыгрынаў. «Следчая справа Вашчылы».

График сдачи учебников

  23 мая (понедельник) - 1 классы

  24 мая (вторник)            - 4, 9 классы

  25 мая (среда)                - 11 классы

  26 мая (четверг)             -  5, 6, 7 классы

  27 мая (пятница)            -  8, 10 классы

  30 мая (понедельник)        -  2, 3 классы

  • Все учебники должны быть подклеены и подписаны.
  • Учащиеся  выпускных классов не сдают учебники, необходимые для подготовки к сдаче экзаменов.
  • До 23 мая всем читателям библиотеки сдать методическую и художественную литературу.

                               

Я добрый, умный Кот Ученый

В книги добрые влюбленный.

Сочинил на этот раз

Обращение для вас.

                       Приходи в библиотеку,

                       Чтоб побольше почитать.

                       Настоящим человеком

                       Помогает книга стать.

Она наш друг – большой и умный

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор веселый, шумный,

                                        Поможет новое узнать.

Изображение

Внимание!!!!!! Убедительная просьба сдать в библиотеку всю                     художественную литературу до 24.05.2017 года.

График сдачи учебников

  24 мая (среда)                   - 4, 9 классы

  25 мая (четверг)               - 11, 7классы

  26 мая (пятница)            -  1, 2, 3 классы

  29 мая (понедельник)  -  8, 10 классы

  30 мая (вторник)            -  5, 6 классы

  • Все учебники должны быть подклеены и подписаны.
  • Учащиеся  выпускных классов не сдают учебники, необходимые для подготовки к сдаче экзаменов.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.