Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Районная акция по профилактике наркомании «Миссия - жить!»

Дата: 3 марта 2020 в 10:46, Обновлено 9 марта в 13:44

     Ежегодно в рамках  нашей школы проводится антинаркотическая акция «Миссия – жить!» с целью усиления антинаркотической пропаганды среди обучающихся и родителей, совершенствования взаимодействия учреждения образования, семьи и общественности в вопросах формирования у обучающихся стойкого неприятия употребления и распространения наркотиков, повышения информированности учащихся о недопустимости употребления наркотиков, активизации работы с учащимися по формированию здорового образа жизни. 

         Начало акции ознаменовал семинар для педагогов. 

Обучающий семинар-практикум для классных руководителей «Направления работы по профилактике наркомании,

табакокурения и алкоголизма»

В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправление» последствий наркотизации - медики разрабатывают все новые и новые методы лечения зависимости, юристы предлагают варианты законодательных мер, способных остаʜовить торговлю наркотиками, и т.п. Педагогическая профилактика рассматривается как вспомогательное звено антинаркотической политики.

Психолого-педагогическая профилактика напрямую связана с формированием у учащихся их социальной компетенции. Несовершеннолетний, умеющий реализовывать свои потребности в общении, получении удовольствия адекватными способами, защищен от наркотической, табачной и алкогольной зависимостей.

Таким образом, педагогическая профилактика оказывается тесно связанной со многими направлениями формирования личности учащегося и должна охватывать все факторы социализации ребенка.

Информационная модель.

Учащимся предоставляется максимально полная и объективная информация о самых разных аспектах наркотической зависимости. Это дает  возможность самостоятельно оценить сведения и сформировать собственную позицию в отношении наркомании.

Основными формами, используемыми в информационной модели, являются лекционные занятия, семинары, конференции, мини-спектакли и т.д. Учащимся при этом отводится роль слушателей.

Модель поведенческих навыков.

Данная модель ориентирована на формирование у детей определенных умений и навыков поведения, позволяющих избежать приобщения к зависимостям. Цель данной модели заключается в том, чтобы дать учащемуся представление об опасности наркотиков,  сформировать умение отказа.

Преимущественными формами организации обучения здесь являются занятия с элементами тренинга,  ролевые игры и т.п.

Конструктивно-позитивная модель.

При реализации конструктивно-позитивной модели профилактики зависимостей используются формы, обеспечивающие детям активное участие в процессе профилактической работы по формированию ЗОЖ, стимулирующие и творческую активность, - ролевые игры, занятия с элементами тренинга личностного роста, проектная деятельность, агитационные бригады и т.д.

Большое внимание в модели конструктивно-позитивной профилактики уделяется формированию ценностного отношения несовершеннолетних к собственному здоровью, освоению приемов его укрепления.

Рассмотрим наиболее интерактивные формы организации педагогической профилактики среди подростков. Это прежде всего  занятия с элементами тренинга и ролевые игры.

Занятия с элементами тренинга

Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности учащегося, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем. Проводить занятия с элементами тренинга лучше опытному педагогу или совместно с педагогом-психологом.

В практике педагогической профилактики могут быть использованы некоторые приемы тренинговой работы, позволяющие детям «отработать» поведенческие навыки, помогающие избегать наркомании.

В ходе занятий с элементами тренинга учащиеся получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к зависимости, отпадает необходимость в обращении к психоактивным веществам как способу решения проблем общения.

Важная задача занятия с элементами тренинга - развитие функции саморефлексии. Участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить, проявить.

Ролевые игры

Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими учащимися и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях формирования зависимого поведения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью появления зависимости, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего барьера.

Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: участникам ситуации предоставляется «возможность» попробовать психоактивное вещество, а окончание ситуации отсутствует. Выбирается группа учащихся, изъявивших желание инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность.

Готовя ролевую игру, педагог прежде всего должен определить содержание ситуаций, используемых для инсценировки. Здесь следует учитывать максимально реальные для конкретно этой группы учащихся варианты формирования зависимого поведения, основные механизмы вовлечения в зависимость от алкоголя, табака, наркотиков. Так, для детей 7-8 лет лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголизации, для старших школьников можно вводить сюжеты с приобщением к наркотикам, психоактивным веществам. В качестве предлагающего попробовать одурманивающий препарат у младших подростков обычно выступает их ровесник, у старших подростков может быть и взрослый человек. Эти и другие особенности должны быть отражены в содержании ролевых игр.

При выборе персонажа, предлагающего одурманивающий препарат, следует учитывать (особенно в младших классах) особенности социального статуса учащегося в группе. Детям с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать провокационную роль. Дело в том, что такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса. Вообще, в начальной школе ролевую игру лучше организовывать в виде кукольного спектакля. Тогда школьник, исполняющий роль предлагающего психоактивный препарат, не будет переносить на себя негативные характеристики своего персонажа (ведь предлагает вещество не он, а его кукла). В кукольном спектакле роль предлагающего сможет исполнить и учитель.

Для проведения игры среди школьников-подростков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки изображают отрицательный персонаж. Безусловно, педагог заранее должен обговорить с ними правила участия.

Варианты интерактивных игровых форм и тренингов

Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Педагог:

Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведём тест, который поможет вам оценить свои силы.

Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

Педагог читает вопросы. Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».

1.Любишь ли ты смотреть телевизор?

2.Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трёх часов ежедневно?

3.Хотелось ли тебе попробовать закурить?

4.Можешь ли ты весь день просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?

5.попробовал ли ты алкогольные напитки?

6.Любишь ли ты уроки физкультуры?

7.Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8.Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9.Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты её?

10.Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты ещё не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Педагог:

Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопрос «да», и запишите полученное число.

Вы сказали «да» не больше 3 раз – Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, с учителями.

Упражнение «Я-реальное» и «Я-идеальное»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши.

Ведущий просит нарисовать себя в двух ипостасях: Я-реальное и Я-идеальное.

Дается 10–15 минут.

После этого происходит обсуждение:

Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

Беседа «Что такое самооценка?»

– Не следует забывать, что все "Я-образы", включая "Я–реальное" – это всего лишь субъективные представления человека о себе. Вместе с 25 ним, рядом с ним существует фактическое положение человека в системе социальных связей. То, каким он должен быть, каким он хотел быть, каким он представляет себя окружающим, наконец, каким он видит себя в данный момент, – все это может совпадать, но может и не совпадать с тем, каким он является на самом деле. Поэтому возникает важнейшая для каждого человека задача – осуществить правильную самооценку, соотнеся ее с тем, как его оценивают другие люди. Что такое самооценка?

– Каждый из нас имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен он собой или нет. Значение этой оценки удовлетворенности своими личными качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликта для личности. Так, чрезмерно высокая самооценка говорит о том, что человек склонен переоценивать себя, причем в ситуациях, не дающих для этого повода. И тогда нет ничего удивительного в том, что он часто сталкивается со скептическим отношением окружающих. К чему это ведет? Он озлобляется, проявляет подозрительность. Если самооценка очень низкая, то у человека проявляются «комплекс неполноценности», устойчивая неуверенность в себе, отказ от инициативы, безразличие и тревожность.

– Одна из проблем, с которой часто сталкиваются подростки, молодые люди, – неустойчивая самооценка. Проявляется она в том, что в одних ситуациях, где человек успешен, где его хвалят, проявляется высокая самооценка. Другие же ситуации, в которых человек не так успешен, где его критикуют, самооценка редко падает. Подобные перепады самооценки приводят к большому эмоциональному перенапряжению. К примеру, если человек в состоянии повышенной самооценки принимает какое-то решение, то от него можно, конечно, ожидать, что он примет на себя повышенные обязательства. И, скорее всего цели своей человек не добьется, в результате чего наступает разочарованность.

Ролевая игра «Умей сказать «Нет»»

Цель: научиться правильно вести себя в ситуации, когда кто-то из окружающих предлагает закурить, попробовать алкогольный напиток.

Ведущий: Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые по слабости и безволию становятся рабами вредных привычек.

Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство?

Здесь может быть только один ответ:

Надо научиться говорить… «Нет» (дети хором отвечают).

Ведущий. Сейчас мы разделимся на 3 группы и разыграем некоторые ситуации.

Важно не просто ответить "Нет!", но и повести себя таким образом, чтобы у предлагавшего больше не возникло желания настаивать и по возможности избежать ссоры, скандала.

При инсценировке ни в коем случае нельзя переходить рамки приличия - использовать грубый нажим. Как только правила вежливости оказались нарушены - обидчик извиняется.

Прежде чем мы начнем, хочу дать некоторую пищу для размышлений. Отказ может принимать разные формы.

Отказ-соглашение (формальный отказ). Человек согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие. Проявляется как в содержании ответа, так и интонационно. Например:

Вы не хотите выпить чаю?

Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять...

Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный, конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают принять предложение. Например:

- Пойдем завтра в кино?

- С удовольствием, но завтра у меня курсы.

Отказ-альтернатива. Отказ может быть направлен на предложение или внешние обстоятельства, однако при удачных формах отказа не затрагиваются личные чувства предлагающего, поскольку дается понять, что общение с ним желательно. Трудность в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение. Например:

Пойдем завтра в бассейн?

Давай лучше поиграем в футбол.

Отказ-отрицание. Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение.

Нет, я не поеду на байдарках, потому что боюсь воды.

Нет, я не буду постригать свои волосы, т.к. длинные волосы мне больше идут.

А теперь сами ситуации:

а) В дверь позвонили. Инга открыла дверь - на пороге стояла Дарья, ее давняя подруга. Девушки уселись на кухне и стали оживленно обсуждать новости. "Слушай, Инга, давай покурим..."

6) Ты оказался на дне рождения в незнаком компании ребят, тебе сделали замечание по поводу того, что ты отказываешься выпить шампанского. Твои действия.

в) На дне рождения Олег первый раз выпил пиво. "Поехали, я же могу вести автомобиль" обратился он к Сергею.

г) Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена - девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень веселым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.

"Ну что, думаю, ради праздника можно выпить! Большинство ребят за столом оживились. Димка насторожился...

Ведущий. Очень важно найти в себе силу воли и твердость характера, чтобы отказаться от вредных привычек.

Подведение итогов: Как вы считаете, нужно ли было говорить о наших привычках? В какие моменты нашего мероприятия вы чувствовали себя уверенно, комфортно? Когда вам было скучно или наоборот весело?

Имитационная игра: «Сумей сказать «НЕТ»

Цель: Демонстрация участникам мастер-класса технологии ролевой игры направленной на формирование у обучающихся навыков аргументированного отказа Добрый день! Меня зовут Екатерина Ивановна! 
Мне бы хотелось также с вами познакомиться. 

Разминка «Знакомство» назови своё имя и своё увлечение, хобби. 

Ведущий: Всё в мире с чего-то начинается, любые наши привычки 

Зависимость от табака начинается с 1-й сигареты. 

У каждого человека есть выбор курить или отказаться от курения. 

Проблему выбора можно решить для себя раз и навсегда, но чаще всего это не удаётся, и человек сталкивается с данной проблемой неоднократно… 
Известно, что даже те ребята, которые хорошо знают о вреде курения и не хотят начинать курить, все-таки закуривают вместе со своими друзьями. И сейчас я предлагаю ответить на следующие вопросы: 

Почему подростки начинают курить? 

(Варианты ответов: из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию) 
2. Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу?
(Обсуждаются все высказанные варианты). 

Ведущий: А сейчас я предлагаю проиграть ситуацию, при которой один участник предлагает закурить другому. Задача второго участника - отказаться. Все остальные участники внимательно следят за диалогом. Суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка - отказа. Этот навык может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите, например: пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д. 

( По желанию участников двое ведут диалог, предложенный ведущим, а остальные внимательно следят за их разговором). 

Ведущий: Вы все внимательно следили за диалогом, и сейчас я попрошу высказать свое мнение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию. 

(Идет обсуждение). 

Примечание: примеры диалогов. Обозначим участников как А и Б. 

А-Давай закурим! 

Б-Мне нельзя. 

А-Почему?

Б-Меня родители увидят. 

А -А мы отойдем за угол. 

Б -Мне нельзя, я недавно болел, мне курить вредно. 

А -Ну, ты же не умрешь от одной сигареты. 

Б -А я наши сигареты не курю. 

А -У меня иностранные. 

Б -А я от спичек не прикуриваю. 

А -А у меня зажигалка. 

Б -Меня родители увидят. 

А -Мы пойдем в подвал. 

Б -В замешательстве и не знает, что ответить

Участники считают, что победил А. 

Комментарий ведущего: По-моему ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас - он не уважает ваших желаний. Далее, аргументы Б сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем. 

Пример другого диалога. Назовем участников В и Г. 

В -У меня есть сигареты, давай покурим. 

Г -Ой, что ты, я не могу! 

В -А почему? 

Г -От меня будет пахнуть табаком. 

В -Ну и что? 

Г -Родители узнают. 

В -А ты к ним не подходи. 

Г -Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от

меня убежала? «Ты что, курила?» 

В -А ты воспользуйся туалетной водой. 

Г -Тогда родители учуят. 

В -Не знает, что еще предложить

По мнению участников победила Г. 

Комментарий ведущего: В этом случае Г придерживалась пусть довольно фантастической и причудливой, но вполне определенной версии. Если бы В продолжала настаивать на своем, она бы тем самым высказала неуважение к семейному укладу и родителям Г, поэтому диалог прекратился. 

Третий пример. Участники Е и Ж. 

Е -На, кури. 

Ж -Я не буду. 

Е -А что тогда сюда пришел? 

Ж -Просто так. 

Е -Ну, тогда иди отсюда. 

Комментарий ведущего: Считается, что эта ситуация вполне типична. При таком жестком прессинге, когда подросток поставлен перед выбором - курить или лишиться расположения группы, - возможен уклончивый ответ типа «Я уже бросил», «Что-то сейчас не хочется». Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения. 

В тоже время необходимо помнить: чем ниже ваш статус в группе, тем жестче давление группы на вас. И на предложение «На, кури», ответить «Отстань» или «Кури сам, если хочешь», может ответить человек, обществом которого группа дорожит. И поэтому, необходимо знать, что грубое давление - вовсе не признак внимания и заботы со стороны группы, а проявление неуважения к личности. 

Рефлексия: 

Какая роль тебе досталась? 

Было ли тебе комфортно играть роль взрослого (подростка)? 

Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Сталкивался ли ты с ними или твои друзья? 

Что было легким в проблемной ситуации? 

Что было самым трудным в проблемной ситуации? 

Что ты вынес для себя из этой ролевой игры? 

Что можно добавить в игру?

Ролевая игра «Умей сказать «Нет»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Время 30 мин.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций: 20

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль уговаривающего, другой – отказывающегося. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

Ведущий: Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. К доске выйдут два ученика. Они разыграют сцену предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказать так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

Диалог № 1. Миша. Давай закурим.

Саша. Я не могу.

Миша. Почему?

Саша. Родители увидят

Миша мы отойдем за угол.

Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.

Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Саша. А я сигарет без фильтра не курю.

Миша. У меня с двойным фильтром

Саша. Да я спички забыл.

Миша. У меня есть зажигалка.

Саша. Нас соседи из окон увидят.

Миша. А мы пойдем в подвал.

Саша молчит, не зная, что сказать.

Ведущий: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре? Как это ни странно, Саша ни разу не сказал «Я не хочу», чтобы Миша от него отстал. Ведь, если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

Диалог № 2.

Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.

Лена. Ой, нет, я не могу.

Катя. А почему?

Лена. От меня будет пахнуть табаком.

Катя. Ну и что?

Лена. Родители узнают.

Катя. А ты к ним не подходи.

Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.

Катя. А ты надушись.

Лена. Тогда они сразу все поймут.

Катя не знает, что еще предложить.

Ведущий: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре? В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители разоблачат ее в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважение к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.

Диалог № 3.

Сережа. На, кури

Дима. Я не буду.

Сережа. А чего тогда пришел сюда?

Дима. Просто так.

Сережа. Ну, тогда иди отсюда.

Дима уходит.

Ведущий: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре? В этой сценке сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать «Уже бросил» или «Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить. Давайте повторим этот диалог по-другому.

Диалог № 4.

Сережа. На, кури.

Дима. Не хочу.

Сережа. Кури, за компанию.

Дима. Отстань, кури сам, если хочешь.

Сережа. А что тогда сюда пришел?

Дима. Захотел и пришел.

Сережа. Ну, тогда иди отсюда.

Дима. Не хочу.

Ведущий: Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только уверенный в себе человек. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать? Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?

Психологи дают такие советы:

- просто сказать «Нет» без объяснения;

- отказаться и объяснить причины отказа;

- отказаться и уйти;

- говорить, как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «Нет», «Не буду»;

- не обращать внимания на предложение закурить;Ø

- постараться объединиться с тем, кто тоже не курит;

- постараться избегать курящих компаний [6].

Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «Нет». Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою силу воли, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.

Упражнение «Тосты»

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5–7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

– Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

– Что вас помогало вам отказаться?

Делова игра «Путешествие в Царство хороших привычек»

Ведущий: Хорошо, что рядом с нами есть и другое Царство – Царство хороших привычек. В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, уважение людей, успешную работу. В этом Царстве города носят такие красивые названия: Труда, Спорта, Музыки, Природы, Чтения, Гигиены. Хорошие привычки – это пропуск в эти города. Сейчас нам нужно объединиться в группы по 4-6 человека. Мы будем играть в игру «Путешествие в Царство хороших привычек».

Представьте себе, что вы работаете в туристском агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одного из городов Царства хороших привычек. Возможен вариант с изготовлением рекламного постера, баннера. Продолжительность рекламы – 1 минута.

Работа в группах по принципу «мозгового штурма». Время работы 10-20 минут в зависимости от возраста и подготовки участников.

Ведущий: Итак, время истекло. Начинаем рекламную компанию. Каждая группа выходит к доске и рекламирует одну из хороших привычек. Начинает Город Труда (варианты выполненных заданий из одного проведённого тренинга).

Группа 1. Город Труда.

Всех, кто привык трудиться, мы приглашаем в город труда. В этом городе очень хорошие дороги, мосты, прекрасные дома, красивая, модная одежда, потому что все жители здесь обожают трудиться. Они не минуты не сидят без дела. Всегда находят своим рукам занятие: это город настоящих мастеров. Они шьют и строят, пекут хлеб и лечат людей, вяжут, вышивают, делают машины. Обязательно побывайте в этом городе.

Группа 2. Город Спорта.

А всех, кто не может жить без движения, мы приглашаем в город спорта. В этом Городе с самого утра на всех стадионах полно людей: кто на велосипедах, кто на роликовых коньках, кто на скейтбордах. Тут все привыкли делать утреннюю гимнастику, закаляться, обливаться холодной водой. Если вы приедете в этот Город, то забудете о болезнях, потому что физкультура и спорт подарят на всю жизнь.

Группа 3. Город Книг

Кто привык читать, кто не представляет себе жизни без книги, могут побывать в нашем городе, Городе книг. В этом Городе всегда тихо, уютно, в парках и скверах, в трамваях и метро люди читают. Стихи, сказки, детективы, романы, новости политики, бизнеса, спорта, искусства. С каждым человеком поговорить – одно удовольствие. Если вы приедете в этот Город, про вас тоже будут говорить, что вы интересный человек и с вами можно поговорить о чем угодно.

Группа 4. Город Музыки.

А в этом городе музыки, наоборот, всегда очень шумно. Но этот шум не раздражает, потому что не простой шум, а музыкальный. Каждый житель привык здесь заниматься музыкой: кто играет на скрипке, кто на барабане, кто бежит на бале, на репетицию хора, акто-то просто слушает чудесную музыку. Если вы попадете в этот город, у вас появится привычка заниматься музыкой и ваша жизнь станет интереснее и богаче. А может быть, даже вы станете знаменитым певцом, музыкантом или танцором.

Группа 5. Город Природы

Этот город утопает в зелени, кругом цветы, фонтаны. По улицам летают диковинные птицы, зайцы, белки, олени расхаживают по улицам, не боясь человека. Конечно, здесь нет машин, воздух чист и свеж. Здесь живут люди, которые привыкли общаться с природой. Они не могут жить без глотка свежего воздуха, без пения птиц, без шума листвы под окном, без плеска речной воды. Привычка к общению с природой на всю жизнь подарит вам радость, счастье, душевную гармонию.

Группа 6. Город Гигиены

Приезжайте в город гигиены. В этом городе ослепительная чистота. В подъездах все блестит, люди опрятные, аккуратные. Они с детства привыкли следить за собой. У все аккуратные прически, чистая, красивая одежда. Никто не выйдет на улицу в пыльной обуви или помятом платье. В этом городе тоже никто не болеет, потому что все привыкли мыть руки, овощи и фрукты. А у всех ослепительные улыбки, потому что все привыкли следить за своими зубами.

Ведущий: Ну, вот мы и выслушали рекламу многих хороших привычек. Хорошо, если успеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с собой, с людьми, окружающими, с миром.

Подведение итогов (рефлексия).

Игра «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Продолжительность 30 мин.

Возраст: старшеклассники.

Даётся задание: "назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова – «наркотики», «наркомания», «зависимость».

После этого участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

Ролевая игра «Семья»

Цель: принять участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Продолжительность 45 мин.

Возраст: старшеклассники.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

Упражнение «Портрет наркомана»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Участникам раздаются бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте портрет наркомана. Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь передать в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах». После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс, кто быстрее распрощается со своим наркоманом. Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. Если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию.

Упражнение «Незаконченные предложения на тему «Зависимость»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Участникам раздаются бумага и карандаши. Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:

1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я...

2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...

3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через...

4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что...

5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, –это...

6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что...

7. Быть независимым для меня означает...

8. Как я понимаю, зависимость – это...

Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 минут).

Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные и наиболее отличные точки зрения.

Упражнение «Шахматы»

Цель упражнения: дает почувствовать, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд. Так, например, наркотические вещества используют в медицине для того, чтобы облегчить страдания больных, или, например, известны случаи из истории, когда наркотики употребляют люди искусства для стимуляции воображения. Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у подростка более осознанную позицию в отношении наркотиков и выработать у него навыки аргументированной защиты своей позиции.

Если группа большая, то ее делят на части (по 5–7 человек), количество участников в подгруппах должно быть нечетным.

Задается тема для обсуждения: допустимо ли употребление наркотиков в обществе?

Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются «на первый-второй». Первые номера отстаивают одну точку зрения, начиная свое выступление словами: «Да, употребление наркотиков допустимо...», а вторые – противоположную: «Нет, употребление наркотиков недопустимо...». Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий сначала должен перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. К примеру: «Насколько я понимаю, ты, Сергей, считаешь, что употреблять наркотики нельзя, так как это подрывает здоровье человека, но мне кажется, что ничего страшного нет в том, что человек хотя бы раз попробует наркотик...» Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные благодаря нечетному числу участников.

Упражнение «Ценности»

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

- интересная работа

- хорошая обстановка в стране

- общественное признание

- материальный достаток

- любовь

- семья

- удовольствия, развлечения

- самосовершенствование

- свобода

- справедливость

- доброта

- честность

- искренность

- вера

- целеустремленность

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Заключение

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.

В профилактике формирования зависимостей большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.

В современном мире алкоголь, наркотик и табак имеют свои закономерные пути распространения, отличные от того, что было в прошлом.

Причина этого, в основном, заключается в изменившихся мотивах потребления и облегчении связей между странами. Ведущим становится мотив поиска эйфории, а лечебные, практические, ритуальные причины отнесены на второй план.

Природа не терпит пустоты, и каждый педагог знает: для того, чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.

Другими словами наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения. Используются формы работы, обеспечивающие учащимся активное участие в формировании навыков ЗОЖ, стимулирующие их творческую активность.

Подготовили: педагоги-психологи

Запасник Н.И., Сташевская Е.К.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.